Проблемы взаимоотношения природы и общества в философии

Прежде всего, соотнесем, сопоставим понятия природы и общества. В истории цивилизации понятия природы и общества подобно другим философским категориям претерпевали существенную трансформацию, употреблялись в различных значениях. И в современной философии эти понятия используются неоднозначно. Природа, земная и космическая, - та часть материального мира, которая не создана человеком, независима от него и существует до появления общества. Материальным является и само общественное бытие. Человек является продуктом и субъектом общественно-трудовой деятельности. Фактически природа - это одно из наиболее широких понятий. Оно охватывает все существующее, т. В истории философии и естествознания чаще употребляется понятие «природа» для обозначения земных естественных зачастую и геологических, физических условий существования человека и общества. В этом аспекте под природой понимается естественная среда обитания человечества и в этом смысле она противопоставляется понятию общества. «Природа в самом общем смысле есть существование вещей, подчиненное законам» В широком смысле общество - обособившаяся часть природы. Понятие общества обозначает всю совокупность исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей. Общество, как качественно новая материальная система, проявляется в функционировании и развитии, воспроизводстве социальных организаций, институтов, групп, классов, наций, межнациональных общностей и др. В узком смысле под обществом понимают исторически конкретный тип социальной системы например, «рабовладельческое общество» или определенную форму социальных отношений например, гражданское общество, противопоставленное государству. Общество, будучи закономерным результатом развития природы, возникнув, начинает оказывать обратное воздействие на природу, но одновременно общество всегда испытывало испытывает обратное воздействие со стороны природы. Эта диалектическая взаимосвязь природы и общества носит сложный, противоречивый характер. Исторически взаимодействие природы и общества менялось. Но сегодня возникли наиболее острые противоречия в связи с формированием расширяющегося очеловеченного пространства по Обострение противоречий во многом обусловлено тем, что общество все более разрушительно воздействует на природу истощает. Часть природы, которая оказывалась вовлеченной в процесс производства и качественного изменения человеком, французский ученый Реклю обозначил понятием географический среды. Причем не только Реклю, но ряд других ученых высказывали и обосновывали мысль о приоритетности географического фактора в развитии общества, рассматривая бедность и богатство естественных условий как важнейшую причину, определяющую ход цивилизационной истории. Такой подход в науке под названием географического детерминизма использовался для оправдания политики отдельных государств, направленной на захват чужих территорий и расширение «жизненного пространства» для населения своей страны. Содержание и форма конкретных механизмов взаимосвязи природы и общества производны от исторически сложившихся способов производства. Вопрос о конкретных формах взаимосвязи природы и общества сегодня приобретает особое теоретическое и практическое значение. Особенно при выяснении смысла истории, будущего всего человечества. Ныне перед человечеством стоит проблема выживания. Поэтому все поли тические, социальные и экономические явления следует рас: сматривать с позиции необходимости решения этой проблемы. Она требует от каждого из людей нового уровня социальной ответственности, понимания перспектив развития цивилизации, четкого знания, куда и зачем идет человечество. Философия, как духовная квинтэссенция современности, обязана активно участвовать в выработке решения жизненно важной глобальной проблемы взаимодействия природы и общества. Первое, самое общее представление о взаимосвязи природы и общества позволяет получить приятие окружающей среды жизнедеятельности человека. Различают естественную среду, которая охватывает неживую и живую материальные системы, которые возникли вне и независимо от человека, но со временем становятся объектом его воздействия и познания например, часть Вселенной в результате развития космонавтики. В естественной среде обитания различают 2 вида явлений: естественные источники средств жизни дикие растения и животные и естественные богатств, выступающие в качестве предметов труда уголь, энергия ветра, нефть и т. На начальных и ранних этапах истории главную роль в жизни человечества играли естественные источники средств жизни. Практика порождает и обусловливает активно-творческое отношение человека к миру. Существенным результатом развития общественного производства является создание искусственной среды жизни человека. Искусственная среда состоит из вещественной основы производственные сооружения, орудия труда, домашние растения и животные, здания и т. Таким образом, компоненты, связанные с проблемами выживания человека, можно разделить, во - первых, на те, существование которых не зависит от человека космические катаклизмы, излучения, планетарные стихийные бедствия, катастрофы и т. По мере цивилизационного развития роль общества и значение искусственной среды в жизни человека последовательно возрастают. Можно сказать, что в результате антропогенного воздействия человека на природу искусственная среда наступает и вытесняет сегодня естественную. Ныне географам остается только мечтать о чистой географической среде, ибо ее просто не существует. Но существуют техногенные ландшафты и техногенная среда ежегодно человечество производит техномассу в количестве 1013 - 1G14 т. Само познание природы зависит не только от восприятия природы человеком, но и от познания человеком самого. Естествознание, исследующее условия возникновения искусственной среды, вводит в свой понятийный аппарат представление о человеке как субъекте искусственного преобразования природы, введение категории искусственного в структуру естественного является исходным пунктом его экологизации. Естественная среда - это не только материальные условия жизнедеятельности, она - исходный пункт производства. Она - объект, при взаимодействии с которым возникают определенные практические, познавательные, эстетические и нравственные отношения, т. Человек, отражающий природу в своем сознании и ставящий перед собой цели, является субъектом различных видов деятельности. Жизнь человека, равно как и среда его жизни, - это не свойство знания, наоборот, люди сначала должны жить, а потом уж они способны что-то знать о среде своей жизни, т. Это нужно особенно помнить и учитывать при философском анализе проблем человека. Подчеркнем, что социальная экология - область социологии, исследующая закономерности взаимодействия общества и природы1. Под влиянием идей, появившихся в конце XIX - начале XX вв. Биосфера включает все сферы проявления жизни растительное царство, микроорганизмы, животные, человек. Техносфера представляет собой совокупность материальных средств результатов и продуктов человеческой деятельности. «Ноосфера» обозначает такой процесс, - когда человечество, вооруженное научной мыслью, становится движущей силой развития нашей планеты. Вернадский, ноосферой является мир, в котором знание об этом мире является его структурой, а отношение человека к природе рассматривается в качестве формы проявления самой природы. Ноосфера - это универсальная характеристика связей природы и общества, которая позволяет установить гармонизировать искусственные и естественные компоненты человеческой деятельности и проецирует их на эволюцию биосферы, Сегодня, когда, остро стоит вопрос о сохранении биосферы, жизни на Земле, остановимся на проблеме эволюции биосферы и ее перехода в ноосферу. Человек должен понять, писал Вернадский, «что он не есть случайное, независимое от окружающей биосферы существо». Полезно помнить, что природный субстрат является необходимой материальной предпосылкой, полем деятельности, природной «ипостасью» любой человеческой вещи, машины, системы машин и т. Но, тогда любые предметы материальной культуры, поскольку они природные тела, преобразованные человеком, подчинены, детерминированны естественными закономерностями; механическими, физическими и т. Однако, создавая предметы материальной культуры, человек преследует свои цели, которые вовсе не совпадают с закономерностями воспроизводства природного тела данных предметов, что, конечно, не отменяет закономерностей, которые продолжают действовать, но часто действовать разрушительно. История показала, что, вырывая, в том числе и в прямом смысле слова, природные тела, органические и неорганические, из сложившихся естественных связей, получая их в своих целях в «чистом виде», люди всегда вопрос только когда и в некой форме обнаруживали ту или иную, но уже социальную, а в XX веке глобальную проблему. Так было и будет всегда, поскольку человек, покоритель «природных кладовых», сам, как ни крути - «природное существо» Марксно он как творец неоосферы свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет. Но если природа существовала до человека и может обходиться без человека, то он живет в ней и вне ее жить не. Став частью биосферы, человек изменяет ее, приспосабливая к своим нужцам и потребностям. В ряде случаев человек улучшил свойства отдельных растений и животных, вывел их новые формы, изменил природный ландшафт, сделал пригодными для обитания людей новые регионы и т. В этом смысле воздействие человека на биосферу носит положительный характер. Но если учесть, что эволюция живого идет под влиянием человека, то подавляющее большинство органических форм обречено на вымирание, будучи не в состоянии адаптироваться к среде, резко измененной человеком. Факты свидетельствуют, что в век НТР возрастают последствия разрушительного вторжения человека в биосферу, ведущего к обеднению естественных богатств, масштабному загрязнению окружающей среды, к ломке сложившихся в живой природе связей между биоценозами, отдельными видами и популяциями флоры и фауны. И если на ранних этапах цивилизационного развития последствия деятельности людей не носили рокового характера и природа успевала самовосстанавливаться после нанесенного ей ущерба, то, начиная со времени интенсивного промышленного производства, последствия человеческой деятельности приобретают глобальный, часто катастрофический характер.